Катализатор, каталитический конвертер-нейтрализатор - устройство, предназначенное для снижения токсичности выхлопных газов автомобиля. В этой статье мы рассмотрим устройство катализатора, причины выхода из строя, симптомы неисправности, возможные последствия и пути устранения.
Принцип действия катализатора.
Подавляющее большинство катализаторов на автомобилях устроены следующим образом: в выхлопной системе находится контейнер с керамическими сотами, содержащими нейтрализаторы – палладий или родий и платину. Выходящие из коллектора газы, проходят через катализатор, разогревают его до рабочей температуры и начинается химическая реакция.
Вредные выбросы, такие как углеводороды, окись углерода и оксиды азота преобразовываются в азот, воду и углекислый газ (СО2).
Катализаторы устанавливаются как на автомобили с бензиновыми, так и с дизельными двигателями. Но есть небольшое отличие - на дизельных двигателях рабочая температура ниже, поэтому снизить выброс оксидов азота получается только с использованием вспомогательного средства – мочевины(карбамида). На сегодняшний день системы Ad-blue, active-blue работают как раз по этому принципу и требует периодической дозаправки. К сожалению, заправлять нужно специальной жидкостью, содержащей требуемые компоненты в строгой пропорции, и просто взять и заправить эту систему совершенно бесплатной мочевиной собственного производства нельзя.
Причины выхода катализатора из строя
Первая причина – выход из строя согласно регламенту. Катализатор является фильтрующим элементом, и рассчитан на пробег до 100 тыс.км. По истечении этого срока предполагается замена на новый (но есть варианты – как не покупать дорогущую запчасть будет чуть ниже).
Вторая причина – низкое качество топлива. В среднем, на нашем бензине катализаторы редко доживают до 80 тыс.км. Некоторые присадки способны сократить срок жизни ката еще на пару тысяч.
Третья причина – механические повреждения. Внутренности катализатора являются хрупкой керамикой, и от сильных ударов замечательно рассыпаются в труху. Такая пыль замечательно забивает соты, повышает давление в выхлопной системе, увеличивает температуру и вносит свой вклад в разрушение как самого катализатора, так и двигателя.
Симптомы неисправности катализатора и возможные последствия
Обычно, при неисправном катализаторе ощущается потеря тяги двигателя, увеличение температуры, повышенный расход топлива – симптомы, которые проявляются до того, как горящий Check Engine оповестит о «Недостаточной эффективности работы катализатора» - стандартные ошибки с кодами P0420, P0421.
Затрудненный выхлоп повышает температуру выхлопной системы. Чем выше температура, тем больше шансов воспламенения. Особенно где-нибудь в поле, с высокой и сухой травой под днищем автомобиля.
Второй момент - увеличенное давление в выхлопной системе выбрасывает частицы с трубы обратно в камеру сгорания при глушении двигателя. В любой момент какой-нибудь цилиндр открыт, и именно в него остаточное давление выплевывает микрочастицы разрушенного катализатора, которые являются отличным абразивом.
В любом случае - ездить с забитым катализатором крайне вредно!
Пути устранения неисправностей с катализатором.
Первый и самый простой – убедиться, что дело действительно в катализаторе. Причиной ошибки так же может служить и неисправный датчик – вторая лямбда отвечает за передачу нужного сигнала в ЭБУ автомобиля и вполне может глючить и на живом каталике. А замена датчика на порядки дешевле замены катализатора.
Второй вариант - замена на новый катализатор. Но, не у всех есть желание платить около 150 000 р. за какой-то бочонок с платиной, поэтому варианты еще есть!
Третий вариант, наиболее надежный – отключение катализатора программным путем с заменой банки катализатора на пламегаситель. Этот способ позволяет гарантированно исключить любые проблемы с катализатором на автомобиле. Программное отключение катализатора так же называется чип-тюнинг. Суть процедуры в изменении данных в программе управления двигателем, связанных с работой катализатора. Однажды записанная, программа никуда не денется, не сломается и не испортится.
Четвертый вариант (наиболее дешевый) – установка так называемой «обманки», или эмулятора второй лямбды. В этом случае вместо внесения изменений в программную часть перед датчиком устанавливается механическая «обманка», снижающая давление и позволяющая отправлять в ЭБУ «почти нормальные данные». Недостаток этого способа в том, что ЭБУ примерно в половине случаев через 100-200 км начинает глючить от поступающих данных и он опять выдает ошибки.
Наша компания давно занимается решением проблем с катализаторами. С примерами наших работ можно ознакомиться здесь.
Прайс-лист на физическую вырезку и программное отключение катализатора: +7 (495) 772-29-04